!!!
Главная > Статьи

СТАТЬИ И МАТЕРИАЛЫ О ШИШКИНЕ

Шишкин И.И.
Творчество Шишкина в Казани
Шишкин - уроженец города Елабуги, ныне входящего в состав Республики Татарстан, - никогда не порывал с родными местами. Он учился в 1-й Казанской мужской гимназии, затем со студенческих лет до конца жизни постоянно навещал Казань и Елабугу. Многие прославленные картины Шишкина навеяны природой Предкамья, которая, по большому счету, и пробудила в нем художника. В музее собрана значительная, как по количеству, так и по художественному качеству, коллекция работ Шишкина, включающая 40 живописных и свыше 300 графических произведений.
 Полный текст статьи...

Шишкин и Куинджи. Такие похожие и такие разные
Шишкин и Куинджи - это два совершенно разных видения мира. В картинах Куинджи ощущалась бренность человеческого бытия, сопоставленного с величием небесных пространств. У Шишкина тоже величие, но только земных горизонтов. И та же бренность человеческой жизни рядом с бесконечностью земли. Философия вроде бы одна, но соизмеримость человека с природой разная.
 Полный текст статьи...

Полдень. В окрестностях Москвы
За три года до написания в 1869 году картины "Полдень. В окрестностях Москвы" И.И. Шишкин вместе со своим близким другом пейзажистом Л.Л. Каменевым провел все лето в старинной усадьбе Братцево, построенной, быть может, по проекту знаменитого А.Н. Воронихина. Расположенная на северо-западе от Москвы, усадьба удобно прижалась к речке Братовке, притоку Сходни, соседствуя с общеизвестным большим селом Тушиным.
 Полный текст статьи...

Философия шишкинского леса
Философия шишкинского пейзажа, утвердившаяся на многие годы, исходила из восхищения натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Может быть, вследствие такого понимания пейзажной задачи уже в начале пути сформировались два фактора, обусловившие все творчество художника. Это - особое внимание и самое пристальное изучение предметного плана и как следствие этого - любовная проработка переднего плана картины.
 Полный текст статьи...

В чем секрет популярности картин Ивана Шишкина? (Часть 1)
На протяжении всего XX века всякий путешественник, приезжающий в Россию, первым делом знакомился с картинами именно Шишкина: копии его картин вывешивались едва ли не во всех привокзальных залах ожидания, буфетах и столовых. В уменьшенном варианте они воспроизводились на многочисленных календарях, на обложках журналов и школьных тетрадок. И даже — на конфетных обертках. Имя его было известно всей культурной и неграмотной России. Иван Шишкин.
 Полный текст статьи...

В чем секрет популярности картин Ивана Шишкина? (Часть 2)
Работал Шишкин без устали, самозабвенно и отчаянно. Иногда простаивал у мольберта от рассвета до поздней ночи, забывая даже о еде. И вспоминал о ней только тогда, когда начинал болеть желудок… Когда-то он на собственном опыте убедился: нужно много работать, чтобы чего-то добиться. В училище он был самым старательным и усидчивым, в Академии не было студента более добросовестного и трудолюбивого. Даже став знаменитым художником, он не изменил привычке отдавать большую часть суток работе.
 Полный текст статьи...

Крамской о Шишкине
Поэт русского леса, наш знаменитый пейзажист Иван Иванович Шишкин изображен на портрете работы Крамского во весь рост в окружении страстно любимого им родного пейзажа. Сильный, простой, величавый образ Шишкина великолепно передан его умным и чутким другом. «Шишкин на этом портрете напоминает мне Фарнезского Геракла, облокотившегося на суковатую палицу,— замечает народный художник В. Н. Яковлев.— Так, с сознанием собственной силы, облокотись на копье от зонта, стоит Шишкин, обремененный атрибутами своего прекрасного ремесла, спокойно-сосредоточенно вглядываясь вдаль. Мне думается, что чуткий Крамской сознательно придал ему эту классически величавую позу на фоне чисто шишкинского пейзажа. Этот образ силача, поэта-романтика — и вместе созерцателя-мудреца — очень верно вскрывает его подлинную, сущность, сущность художника-реалиста, правдиво отразившего все богатство русской природы».
 Полный текст статьи...

Творчество в цитатах
В блестящей плеяде русских художников-пейзажистов Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых важных и почетных мест. Он был ярким выразителем демократического реализма в пейзажной живописи. Весь свой большой талант, колоссальную трудоспособность и упорство Шишкин отдал делу развития национальной темы в пейзаже, созданию правдивых образов русской природы, главным образом русского леса, несравненным знатоком и любителем которого он был. Своим творчеством Шишкин утверждал красоту русской природы, показывал, какими содержательными могут быть ее образы. Он учил любить родную природу и глубже ее чувствовать.
 Полный текст статьи...

С. Воложин. Как я сам себя за волосы из болота тащил.
У меня есть товарищ. Очень ко мне критичный. Очень нечувствительный к живописи. И никак не примиряющийся с этим. Особенно он не может примириться с моим утверждением, что в художественном произведении художественный смысл его не дан «в лоб». Что, мол, если видишь нарисованным на картине дуб, то это значит, что не дуб хотел художник изобразить, а дубом что-то выразить. Он это зло переиначивает: «Берёзу». И его совершенно не устраивает мой всегдашний отказ объяснить ему ту или иную картину на том основании, что это для меня в принципе проблема, что меня должно озарить, а этого иногда не случается не то, что по заказу – днями, но и месяцами, годами и десятилетиями. Когда я ему говорю, что иную картину не могут понять и столетиями, он не верит. (А я в самом деле раз читал у Панофского, что картину Дюрера «Меланхолия» не понимали веками; и что-то там он, Панофский, выдавал о ней, наконец, в своём тексте, как своё открытие. В чём открытие, я забыл. А это лишний раз убеждало моего товарища, что с живописью что-то темнят знающие люди.)
 Полный текст статьи...




Поиск на сайте   |  Карта сайта