!!!
Главная > Статьи > Шишкин и Куинджи

ШИШКИН И КУИНДЖИ. ТАКИЕ ПОХОЖИЕ И ТАКИЕ РАЗНЫЕ

Шишкин И.И.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.

На севере диком (1891)
На севере диком (1891)

Иван Иванович исполнил два рисунка к произведениям Лермонтова - по мотивам стихотворений "Сосна" и "Родина".

Заказчиком был петербургский издатель П.П. Кончаловский, один из пайщиков известного книгоиздательства И.Н. Кушнерева. В подготовке богато иллюстрированного издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов.

Работа над рисунками навела на мысль написать и картину маслом "На севере диком…". Когда ее увидит художник Бялыницкий-Бируля, он, человек требовательный, скажет: "Помните М.Ю. Лермонтова "На севере диком" - лунная ночь, сосна как ризой одета. Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив".

В зиму 1890/91 года Иван Иванович несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты заинтересовали его. Им написаны были "Морозный день", "На севере диком", "К вечеру".

Это одна из самых романтичных картин в творчестве Шишкина. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Это было время тесной дружбы двух художников. "С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью; Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек; после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего".

Картина "На севере диком..." испытала заметное влияние куинджиевской декоративной пластики. Племянница Шишкина свидетельствует об этой картине, "к которой даже Куинджи приложил руку - маленькой кисточкой с кадмием посадил точку - огонек вдалеке". Эта, кажущаяся ничтожной, поправка на самом деле оживила картину, создав яркий контраст цветов и тем самым эффект куинджиевской романтической живописи. Очевидно, Шишкин хотел испробовать себя на путях романтического творчества, увлеченный вселенской философией Куинджи. Картину "На севере диком..." он обсуждал с Куинджи детально, строя композицию и намечая цветовые решения.

Шишкин и Куинджи - это два совершенно разных видения мира. В картинах Куинджи ощущалась бренность человеческого бытия, сопоставленного с величием небесных пространств. У Шишкина тоже величие, но только земных горизонтов. И та же бренность человеческой жизни рядом с бесконечностью земли. Философия вроде бы одна, но соизмеримость человека с природой разная.

Дубы. 1900-1905. Куинджи Архип Иванович
Дубы. 1900-1905. Куинджи Архип Иванович

У Куинджи человек - часть вселенной, у Шишкина - прикреплен к земле. Шишкин не выходил в своих размышлениях за границы знаемого, видимого, связанного с повседневным материальным бытом. У Куинджи - философия вселенского бытия, у Шишкина столь же патетичная философия касается земной принадлежности человека.

В 1893 году пейзажный класс петербургской Академии художеств решено было доверить одновременно двум мастерам: Шишкину и Куинджи. Между собой пейзажисты решили, что некоторые занятия будут проводить сообща.

Дубки. 1886. Шишкин Иван Иванович
Дубки. 1886. Шишкин Иван Иванович

Звание профессора Шишкин получил еще в 1873 году за картину "Лесная глушь". Летом 1893 года Академия уведомила, что он назначен профессором-руководителем пейзажной мастерской по новому уставу Академии художеств, утвержденному в том же году. Куинджи также стал руководителем пейзажной мастерской. Два руководителя договорились, что ученики будут распределены по классам соответственно их склонностям. Однако надежды на совместное обучение не оправдались. В 1895 году Шишкин подал заявление об освобождении его от должности профессора-руководителя пейзажной мастерской. Кстати, через два года Куинджи уволили от должности за сочувствие студенческим волнениям.

Корни разногласий Куинджи и Шишкина лежали глубже, чем поверхностное несходство характеров. Суть заключалась в непримиримости художественных принципов.

Куинджи - романтик по убеждению, добивался от учеников свободного творческого воображения.

Для Шишкина важна была точность воспроизведения натуры. Правда искусства оборачивалась правдой натуры. По договоренности с Куинджи Шишкин подготовил программу обучения пейзажистов, которая выявила несовместимость творческих подходов двух профессоров-руководителей.

В.Манин. "Иван Шишкин", Белый город, 2001


Опубликовано: 18 октября 2008, 12:51:50





Поиск на сайте   |  Карта сайта