!!!
Главная > Статьи > В Казани

Творчество Шишкина в Казани

Шишкин И.И.

Имя Шишкина тесно связано с Казанью и казанским краем.

Шишкин - уроженец города Елабуги, ныне входящего в состав Республики Татарстан, - никогда не порывал с родными местами. Он учился в 1-й Казанской мужской гимназии, затем со студенческих лет до конца жизни постоянно навещал Казань и Елабугу. Многие прославленные картины Шишкина навеяны природой Предкамья, которая, по большому счету, и пробудила в нем художника. В музее собрана значительная, как по количеству, так и по художественному качеству, коллекция работ Шишкина, включающая 40 живописных и свыше 300 графических произведений. В Елабуге открыт единственный в стране Дом-музей И.И. Шишкина, являющийся филиалом Музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

На покосе в дубовой роще. 1874
На покосе в дубовой роще. 1874

Коллекция казанского музея произведений Ивана Ивановича Шишкина дает яркое представление о художественном наследии выдающегося пейзажиста, особенностях образного строя его работ в разные периоды творчества, покоряющем мастерстве его кисти и резца. Особой выразительной силой, размахом и мощью образа отличается полотно "На покосе в дубовой роще".

Лиственный лес. 1897
Лиственный лес. 1897

Оно принадлежит к числу тех известных картин Шишкина, которые снискали ему славу родоначальника эпического русского пейзажа, певца необозримых просторов, неоглядных далей, могучих лесов, составляющих красоту родной природы. Уже сам объект изображения - дубовая роща - дает возможность создания монументального произведения, но художник пластическими средствами усиливает богатырское звучание природного мотива. Он избирает низкую точку зрения, позволяющую укрупнить масштаб деревьев: подчеркивает контраст горизонтальных планов убегающих вдаль полей с вертикалями стволов вековых дубов; стремится к обобщению формы, избегая излишней детализации изображения.

На даче (Около дачи). 1894
На даче (Около дачи). 1894

Монументальности образа природы способствует и прием фрагментации некоторых деталей картины. Так, ветви дерева на переднем плане уходят за пределы полотна, что усиливает впечатление буйного размаха и мощи лесного великана. Картина написана художником на основе эскизного и этюдного материала, собранного во время поездки в Епабугу в 1871 году. Как обычно у И.И. Шишкина, она изображает конкретное место, являясь точным "портретом" определенной местности. Об этом свидетельствует, в частности, и первоначальное название картины "Дубовая роща близ Елабуги".

Шалаш. 1861
Шалаш. 1861

В числе других произведений художника она была приобретена купцом I гильдии, ставшим известным заводчиком, П.К. Ушковым, с которым Шишкина связывали дружеские отношения. В революционный период картина исчезла из поля зрения и только в 1926 году была обнаружена (вместе с другой шишкинской картиной "Вечер в сосновом лесу") на чердаке здания заводоуправления Бондюжского (ныне Менделеевского) химического завода и тогда же музейным отделом Татнаркомпроса была передана в казанский музей.

Лесная поляна (Полянка). 1897
Лесная поляна (Полянка). 1897

В обширной коллекцией шишкинских работ казанского музея "Полянка" представляет собой произведение, характеризующее создателя эпического пейзажа, певца русского леса с новой неожиданной стороны. Типичный и в то же время неповторимый характерный уголок природы запечатлен художником легкой и быстрой кистью, передающей непосредственность взгляда, силу и свежесть "первого впечатления". Такой подход позволил воссоздать живой и изменчивый характер окружающей действительности и приблизил картину к произведениям импрессионистов.

Пейзаж с озером. 1886
Пейзаж с озером. 1886

Речь идет не о технических приемах импрессионизма с его раздельным мазком, расчетом на оптическое смешение красок, выявлением цветных теней и так далее, а о принципе "одновременности видения", понимании природы как единства и целостности составляющих ее элементов. Трава, деревья, облака написаны не по отдельности, не сами по себе, а в естественном взаимодействии друг с другом и окружающей их световоздушной средой.

Мельница в поле. 1861
Мельница в поле. 1861

В картине использована законченная система пленэра, придающая жизненность и убедительность образу природы. Чистые осветленные краски, ликующий солнечный свет, пронизывающий все пространство картины, рождают ощущение праздничности, радостного настроения, повышенной эмоциональности изображения и делают этот превосходный образец лирического пейзажа в творчестве Шишкина одним из самых проникновенных пейзажных произведений казанского музея.

Вечер в сосновом лесу. 1875
Вечер в сосновом лесу. 1875

Приобретению "Полянки" музеем способствовала Академия художеств в Казанской художественной школе в начале 1898 года. В числе экспонатов были картины Шишкина, в том числе и "Полянка". Она так понравилась казанской публике, что городские власти обратились к художнику с просьбой уступить ее казанскому музею. Шишкин дал согласие. Телеграмма с этим сообщением поступила в Казань в день его смерти.


Опубликовано: 18 октября 2008, 13:55:09





Поиск на сайте   |  Карта сайта