!!!
Главная > Статьи > Полдень

Полдень. В окрестностях Москвы

Шишкин И.И.

За три года до написания в 1869 году картины "Полдень. В окрестностях Москвы" И.И. Шишкин вместе со своим близким другом пейзажистом Л.Л. Каменевым провел все лето в старинной усадьбе Братцево, построенной, быть может, по проекту знаменитого А.Н. Воронихина. Расположенная на северо-западе от Москвы, усадьба удобно прижалась к речке Братовке, притоку Сходни, соседствуя с общеизвестным большим селом Тушиным.

Полдень. Окрестности Москвы. Братцево
Полдень. Окрестности Москвы. Братцево

В тот сезон Иван Шишкин работал запоем, "с жаром", как он сам говорил. Каждый день художник писал по нескольку пленэрных штудий. Но самым проработанным и тщательно отделанным был эскиз "Полдень. Окрестности Москвы. Братцево". На его основе и будет написана картина "Полдень. В окрестностях Москвы".

Как обычно, на картинах И.И. Шишкина изображен конкретно точный пейзаж. Полотно наполнено светом, воздухом, необъятным простором - тем, что так любил знаменитый пейзажист и так живописно умел воплощать. Художнику удалось вобрать в своей картине общепринятое представление о русском пейзаже: поле, пологое всхолмье, тихую речку, кривую, разбитую проселочную дорогу, бедные избы, сельскую церквушку с колокольней. Бесхитростная окрестность сельца Братцево стала благодатным местом для воплощения законченного образа русской природы и русской земли.

Полдень. В окрестностях Москвы
Полдень. В окрестностях Москвы

Между тем, пейзаж не характерен для творчества И.И. Шишкина. Большая часть его работ посвящена лесу. Небо не составляло предмет пристального внимания художника: в его пейзажах оно по большей части нейтрально. А здесь оно огромно, необозримо и занимает большую часть композиции. И написал его И.И. Шишкин прекрасно, наполнив серебристо-пепельными облаками, сквозь которые просвечивается солнечный свет, несущий, быть может, радость и надежду на благо. Именно небо, чистое и великое, стало в "Полдне" главным объектом изображения.

И еще одно, И.И. Шишкин, прирожденный пейзажист, никогда не писал ни людей, ни животных. У него природа самодостаточна и не нуждается в присутствии человека. А на этом полотне меж спелой ржи по размытой дождем дороге идут крестьяне с граблями. Над одной из избушек подымается дымок. Живые и явные приметы обжитой человеком природы. Во всей картине видится умиротворенность, устойчивость сельского бытия с извечно повторяющимся кругом времен года и труда. По своим изобразительным особенностям картина "Полдень" занимает особое место в творчестве художника, являясь одним из лучших его произведений.

Картина стала первой, которую приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Она оказалась поворотной в судьбе 39-летнего художника: к нему пришли успех и общественное признание. Сам П.Третьяков впоследствии на каждой Передвижной выставке непременно покупал хотя бы один шишкинский пейзаж.

Анализ искусствоведов

Из монографии И.Шуваловой

В 60-е годы Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Лучшая работа этих лет "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869). Прекрасное для Шишкина заключается в самой жизни, в родной природе. Достоинство этой светлой по колориту, наполненной радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж - подлинно русский по своему характеру, по широкому песенному настрою. В торжественном слиянии просторов земли и высокого сияющего неба ощущается эпический размах.

Из монографии О.Кругловой

Картина "Полдень", написанная в 1869 году, свидетельствовала уже о новом этапе творчества молодого художника. В ней художник сумел раскрыть великую обновляющую силу природы.

Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Последние перламутрово-серебристые облака убегают к горизонту, уступая место полуденному солнцу.

Особенно ценно то, что в этой картине Шишкин сумел передать жизнь, подвижность пейзажа, трепет бегущих облаков, дыхание как бы освеженной дождем природы.

Поэтическая одухотворенность делает картину "Полдень" произведением большой художественной ценности. Картина была написана по этюду, сделанному художником в окрестностях Москвы в Братцеве (Астраханская картинная галерея).

Из монографии В.Манина

В истории русского искусства эта картина обойдена вниманием исследователей, а между тем она стала вехой в истории русского пейзажа. Надо вспомнить время ее создания - 1869 год. Еще не появился саврасовский шедевр "Грачи прилетели", созданный двумя годами позже. Только начал писать свои первые этюды Федор Васильев, его скромные пейзажи этого времени были, скорее, обещанием на будущее. Работы Куинджи, на которые обратила внимание публика ("Ладожское озеро", "Вид на острове Валааме"), появились годом-двумя позже.

"Полдень. В окрестностях Москвы" художник писал спустя три года после возвращения из-за границы, не под Москвой, а в деревне Константиновка под Петербургом. Картина пленэрна не только потому, что художник любил работу с натуры. Она в полной мере воздушна: облака пронизаны слабыми сиреневыми, голубыми и желтоватыми цветами. Дали тают в цветном воздушном мареве, лишенные классицистической синевы. Для пленэристов важно открыть и суметь передать не только цветовые рефлексы, но и чуткое колебание воздушной среды со всем спектром тональных переливов. Шишкин показал в картине богатейшие натурные цвета. Огромный купол неба оставляет земле неширокую полосу, и пространственная даль образована посредством сокращения перспективы сырой от дождя дороги, пролегающей по полю спелого хлеба и словно перетекающей в едва виднеющуюся извилистую полоску реки. Типично русский пейзаж с дальней деревенькой и непременной белой колокольней украшает открывающуюся панораму. Это не дикий пейзаж, свойственный последующему творчеству Шишкина, а обжитая земля, озаренная светом мира и покоя. Этот лирический пейзаж, редкий в творчестве художника, ставит его в ряды зачинателей национального пейзажа. Наделенный естественной, а не надуманной красотой пейзаж являет собой то редкостное по миросозерцанию начало, где спокойствие природных горизонтов и величие небесных пространств не омрачено тоскливыми переживаниями, свойственными последующему русскому пейзажу.

Альтернативное мнение

Три четверти полотна заняло огромное высокое светлое небо с легкими перламутровыми облаками, не закрывающими солнца. Дорога с колеями от телег, частью поросшая травой, идет через хлебное поле с тяжелыми колосьями. Вдали за полем гумно, луга, река, слева деревня с дымом из трубы в небо, церковь с колокольней, макушками в небе.

По дороге на нас идут четверо молодых крестьян, вдали еще двое. Они празднично одеты: на парне красная рубаха, на девушках белые кофточки и платки. В руках грабли, серпы. Идут вольным тяжеловатым шагом хорошо поработавших. Да и богатые хлеба говорят о добром труде крестьян.

Надо связать небо, дорогу, рожь, крестьян, дым, церковь.

Круглова: "В картине Шишкин сумел раскрыть великую обновляющую силу природы. Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Последние перламутрово-серебристые облака убегают к горизонту, уступая место полуденному солнцу. Особенно ценно то, что в этой картине Шишкин сумел проникновенно передать обновленную после дождя природу, дыхание освеженных земли и травы, трепет бегущих облаков".

С природой понятно, а люди зачем на картине? И к чему нам "обновленная природа"?

Манин: "Характерный облик российских просторов... художник поставил акцент на изображение неба - оно огромно, ему уделено две трети полотна. Прошел дождь, и кучевые облака не освободили еще небесную синь; они клубятся, играя сиреневыми оттенками, отороченные нежным белильным ажуром... Огромный купол неба оставляет земле неширокую полосу, где глубина пространства передана посредством сокращения перспективы... Типично русский вид с дальней деревенькой и непременной белой колокольней... Этой картиной Шишкин задал так сказать "благостное" направление в русском пейзаже... Для русских художников идея блага сочеталась с идеей мироустройства, где Бог являлся источником всего живого на земле, в том числе и природы".

Отечество (природа) - православие (Бог)... Народа, почему-то нет ни у Кругловой, ни у Манина. А на картине, между прочим, крестьяне. Народ, вроде бы?

Искусствоведы заметили на картине небо и подробнейшим образом описали его. Еще бы, оно занимает три четверти картины. Если оставить пышные описания неба поэтам, а посмотреть на небо глазами прозы, с физической позиции, то это, в основном, некая сырость, и только. Художники, только между нами, изображая небо, имеют в виду не его влагу в живописной ее привлекательности, а нечто иное. Если земля - твердь, тяжесть, материя, камень, предмет, тело, человек, животное, то небо - это духовность человека, его мысль, абстрактное мышление, место пребывания высших духовных сил, управляющих вселенной. А раз художник дал такое большое небо, то значит, что человек в его понимании - это, прежде всего его совесть, разум, мысль, духовность.

Искусствоведы живут земным, смотрят вниз (не подозревая наличия неба) и видят только свои материальные потребности и отправления. Священники, писатели, художники, философы живут, обязаны, могут жить только небесно-духовным. Стоя на земле ногами, лик свой обращают в небо.

С небом Шишкина, кажется, мы разобрались. Крестьяне, народ заняты земным, хлебом насущным. Но, ходя земными дорогами и делая свое дело добротно, с охотой, с радость, сознавая его важность для всех, они идут дорогой к храму, а через него к небу, духовности. Но есть маленькая деталь, но принципиально важная деталь, которая говорит, что крестьяне могут и самостоятельно, своими путями подняться в духовное небо, причем, много выше церковного - по светлому дыму из трубы крестьянской избы.

Остается включить первый план: полевую дорогу, полевые цветы и тропинку слева и реденькие цветочки справа. Полагаю так: дорога вводит нас в крестьянский мир, цветы питают живопись, а тропинка по краю поля позволяет художнику посмотреть на этот мир со стороны. Перефразируя Пастернака, можно сказать, что художник находит живопись рядом: для этого надо лишь оглянуться и наклониться.

Использованы материалы с сайта С.Сандомирского


Опубликовано: 18 октября 2008, 12:27:20





Поиск на сайте   |  Карта сайта