Маккьяйоли
(по-итал. macchiaioli, от macchia — пятно)
Демократическое направление в живописи Италии 1860-х – 1880-х годов, которое коснулось преимущественно Флоренции. Направление получило название маккьяйоли за свободную и живописную манеру письма художников, накладывавших на холст сочные цветовые пятна.
Представители группы фактически все являлись бывшими участниками освободительно-национального движения Д. Гарибальди и Дж. Мадзини. Они противопоставили отвлечённой литературности позднего романтизма и застылой академической помпезности тесную связь своего искусства с современными реалиями, демократизм выбранных сюжетов.
Мастера маккьяйоли отображали тему недавно прошедшей войны и её участников, пейзажи родной природы, жанровые сцены, пленэрные работы.
Для произведений данного направления свойственен лаконизм, жизненная конкретность мотивов, словно бы случайность композиции, свободное и порой контрастное взаимодействие сочных пятен цвета, чёткий, временами контурный рисунок, чередование тёмных и светлых зон.
Движение распадается в 1880 годы. Ряд художников данного направления – Дж. де Ниттис, Ф. Дзандеменеги, под влиянием современной им французской живописи стали импрессионистами.
История развития и возникновения маккьяйоли
Маккьяйоли – направление антиакадемического обновления. Было основано примерно в 1855 году во Флоренции, когда романтическое направление стало склоняться в направлении реализма. К основным представителям группы (Синьорини, Лега, Фаттори) присоединились другие художники (д'Анкона, де Тиволи, Банти, Кабьянка, Боррани, Чечони, Аббати, Сернези.
Первые признаки бунта против господствующей эстетики появились уже в 1848 – 1850 годах, одновременно с накалом политической ситуации во Флоренции.
Центром собраний художников нового направления и символом движения стало кафе «Микеланджело», где происходили оживлённые беседы.
И только лишь примерно в 1855 г. всё ещё неопределённые антиакадемические настроения начинают выливаться в нечто конкретное в результате открытий ливорнского художника Серафино де Тиволи, совершённых во время путешествий в Лондон и Париж, куда он ездил по случаю Всемирной выставки.
Флоренцию покорила живопись Декана, насыщенная контрастами, а также пейзажи Барбизонской школы и особенно Труайона (эти полотна были в собрании Демидова).
Два быка в оливковой роще. Джованни Фаттори.
|
В виноградной беседке. Лега Сильвестро.
|
Обнаженная на кушетке. Джованни Больдини. |