Сад
Своим названием происходит от древнерусского - садъ, в древне-индейском звучании sadas - означает «сидение, езда верхом». Слово обозначает «насаженный» участок природы, который создан человеком.
Сад используется в общепринятой символике для обозначения произведения Творца. Античное искусство под садом подразумевало царство теней, загробный мир. Для Библии - это центр мироздания, в котором властвует Всевышний. Там жили и изведали подлинное счастье первые люди.
Сад, как место «огороженное», всегда олицетворяет некую чистоту, женское начало, девственное по сути своей и являющееся истоком всего живого. Библейские описания сада даны в «Песни песней». Поэтические строки сравнивают его с девушкой, невестой, запечатанным источником. Такими характеристиками отличается «запертый сад». Рассадниками его становятся сады с плодами гранатовых яблок, вкус которых божественно чудный.
Библейские строки из псалмопений Давида упоминают сады, «насажденные в доме Господнем». Они живут и радуют цветом своим «Бога нашего». «Сад заключенный» символически изображает образ Девы Марии. Известны многочисленные изображения, в которых ограда сада обрамлена запертыми воротами. Они защищают Райский сад от посторонних глаз. Примечательно и философски изображается садовник или рука, которая орошает цветок или землю спасительной влагой. Изображение красноречиво сопровождает надпись на латыни; «Donee Optata Veniant». Ее смысл полон мудрости и силы: «Пока не наступит желаемое».
Самыми заботливыми садовниками выступают Всевышний Отец и Сын его - Иисус Христос. Только им подвластны умы земных обитателей, только их отеческая мудрость способна дать человечеству путь к спасению. Символическое изображение монастырских садов означает «Потерянный Рай». Место, откуда человек изгнан, но может обрести его вновь, если призовет на помощь молитвы, очищающие от скверны, и труд, в который вложены все силы и усердие. Таким предстает изображение Гефсиманского сада, в котором есть тайная пещера, символизирующая гробницу Девы Марии, последнее пристанище почитаемой святой.
В средние века во Франции внутренний двор внутри храма, - клуатр, превращали в монастырский сад. В Италии его называли кьостро. Он окружался крытой галереей, а в центре создавался источник воды, - символ вечной жизни. Галерея располагалась на аркадах, что придавало ей дополнительную монументальность.
Живопись. Розы в Саду.
|
Картина Цветение Сада.
|
Живопись. Летний день в саду.
|