Поздняя классика: произведения Скопаса
Скопас – знаменитый древнегреческий скульптор периода поздней классики. Родился на острове Парос и создавал свои произведения в разных областях Греции: Беотии, Аттике, Малой Азии, Аркадии между 370 и 330-ми годами. Для его памятников характерна пафосность и взволнованность чувств. Античные авторы упоминают более двадцати произведений Скопаса, хотя до нашего времени их дошло намного меньше.
Одним из ярких проявлений его творчества является храм Афины Алей в Тегее, который он в качестве архитектора спроектировал.
На его восточном фронтоне скульптор представил охоту на калидонского вепря, в которой принимает участие Аталанта. Это девушка-охотница, которая, согласно мифу, первая нанесла по вепрю удар. Мелеагр хотел отдать шкуру вепря ей, но ему возразили другие охотники, и в пылу спора Мелеагр убил одного из них – брата матери. В гневе на сына и в отчаянии от случившегося мать бросила в огонь волшебное полено, в котором, по желанию Мойр, была заключена жизнь Мелеагра.
На западном фронтоне изображена мифологическая сцена с драматической развязкой и сложной коллизией. Греки не узнали сына Геракла Телефа, пошедшего на войну с Троей. Началась битва, в которой погибли многие. Т.о., трагичны не только выбранные для фронтонов сюжеты, но и сами образы, обрисованные Скопасом.
Скульптор изображает голову одного из раненных немного запрокинутой назад, словно его мучает сильная боль. Линии рта, носа, бровей резко изогнуты. Они передают огромное напряжение чувств и сильное волнение. Глубоко врезанные в толщу мрамора внутренние углы глазниц увеличивают светотеневые контрасты и создают сильно действующие драматические эффекты. Рельеф лица, на котором вздулись мышцами надбровные дуги, а углы рта изображены припухшими, бугрист, неровен, искажён затаёнными страданиями.
Лицо раненного воина Скопаса кажется особенно взволнованным в сравнении с чертами поликлетовского Дорифора или мироновского Дискобола. Лики богов под резцом скульптора также кажутся тревожными. Пластика головы бородатого бога, обнаруженной в Ольвии, вероятно, круга Скопаса, поражает драматической светотеневой игрой.
В страстных образах Скопаса звучит новый взгляд греков на мир. В них нашла пластическое выражение потеря покоя и ясности. Сознание человека начинает остро чувствовать трагические конфликты, на которые обречён человек.
Скопас. Голова бородатого бога, Ольвия. IV в. до н.э.
|
Скопас. Менада. Середина IV в. до н.э. Римская копия с греческого оригинала. Дрезден. Альбертинум.
|
Скопас. Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины Алеи в Тегее. I п. IV в. до н.э. Афины. Национальный музей.
|