!!!
Главная > Живопись > Все картины > "На севере диком..." 1891

Галерея картин Шишкина. Страница 105

Предыдущая К галерее Следующая
На севере диком... 1891
"На севере диком..." 1891.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.

Иван Иванович исполнил два рисунка к произведениям Лермонтова - по мотивам стихотворений "Сосна" и "Родина".

Заказчиком был петербургский издатель П.П. Кончаловский, один из пайщиков известного книгоиздательства И.Н. Кушнерева. В подготовке богато иллюстрированного издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов...

Работа над рисунками навела на мысль написать и картину маслом "На севере диком...". Когда ее увидит художник Бялыницкий-Бируля, он, человек требовательный, скажет: "Помните М.Ю. Лермонтова "На севере диком" - лунная ночь, сосна как ризой одета. Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив".

В зиму 1890/91 года Иван Иванович несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты заинтересовали его. На мызе у дочери им написаны были "Морозный день", "На севере диком", "К вечеру".

Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Это было время тесной дружбы двух художников. "С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью; Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек; после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего". Религия имеет силу убеждения и влияния на человека, искусство располагает этими же качествами, выраженными в специфической форме прекрасного. Может быть, куинджиевские отвлечения в поисках вечной, космической красоты, обращенной к земле, к миру людей, являлись некоторыми попытками создать религию прекрасного и вечного.





Поиск на сайте   |  Карта сайта