Обнажённая натура: история развития
Обнажённая натура – это женская или мужская модель, позирующая художникам обнажённой. В классической древности, когда нагота считалась торжественным, праздничным обличием, появилась необходимость в изучении и воссоздании прекрасного обнажённого тела человека. До наших дней сохранилось имя Фрины – обнажённой модели Праксителя – греческого скульптора IV в. до н.э.
Фактически ни один из известных художников не прошёл мимо сюжетов с участием обнажённых героев. Должное внимание обнажённой натуре уделили романтики, затем экспрессионисты. Несмотря на изменение живописных принципов, эта тема волновала художников во все периоды и века.
И. В. Гёте говорил о том, что человеческая фигура не может быть увидена по-настоящему лишь при помощи осмотра её внешних форм. Чтобы понять устройство фигуры человека, необходимо мысленно расчленить её на части, обнажить её внутреннее устройство, рассмотреть соединения, изучить их действие и противодействие, узнать их особенности, осознать основу явления, скрытое и постоянное, чтобы поистине увидеть и суметь отобразить то прекрасное и неделимое целое, что движется в виде живого организма перед нашими глазами.
На протяжении нескольких веков целые поколения художников срисовывали слепки античных статуй и отображали живых моделей, стараясь удержать их в своей зрительной памяти. К примеру, русский живописец Алексей Егоров мог по памяти изобразить множество античных статуй в любом ракурсе.
В первой половине девятнадцатого века К.П. Брюллов, В.К. Шебуев, Ф.А. Бруни, А.Е. Егоров, а в конце девятнадцатого – начале двадцатого столетий мастерские Д.Н. Кардовского и И.Е. Репина в петербургской Академии художеств, В.А. Серов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества занимались обучением и развитием художников, многие из которых стали подлинными виртуозами в мастерстве изображения живой обнажённой натуры.
По мере развития изобразительного искусства двадцатого века педагогическое значение изображения обнажённого тела сохранилось, так же, как не угас и интерес художников к отображению обнажённой натуры. Она представлена на картинах И.И. Машкова, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки, П.П. Кончаловского, А.А. Мыльникова. Однако в современной живописи всё большее значение приобретает рисование без натуры, используя воображение, что позволяет резко усилить экспрессивную интерпретацию образа человека.
На протяжении столетий обнажённая натура является одной из наиболее привлекательных в искусстве тем. Но если бы не прекрасные обнажённые античные статуи, то возможно, традиция отображения человеческого тела прервалась бы навсегда.
Бегущие девушки. А.А. Дейнека. 1941 г.
|
Обнаженная. Х. де Персеваль. 1976 г.
|
Полдень. А. Лопатников. 1997 г.
|