Капелла в музыке
Капелла – это исполнительский хоровой коллектив. С восьмого века он означал состав при дворе духовных лиц, в том числе и певчих, а также место отправления церковной службы. С пятнадцатого века название «капелла» закрепилось за церковным хором.
Постепенно, с развитием инструментальной музыки «капеллой» стали называть смешанные ансамбли из исполнителей и певцов, которые выступали и играли на музыкальных инструментах при княжеских дворах и церквях. В «капелле» служили Ф.И. Гайдн и И.С. Бах и др. Самой крупной «капеллой» в России была Придворная певческая капелла – Государственная академическая санкт-петербургская капелла.
Пение a capella
Традиция православного пения a capella, которая сложилась исторически, а также главным образом хоровой характер русского музыкального фольклора обусловили огромное значение хоровой музыки в русской музыкальной культуре. К самым высоким художественным достижениям доклассического периода можно отнести хоровые концерты. Их авторы – М. Березовский, А. Ведель, С. Дегтярёв, Д. Бортнянский.
Термин появляется в конце семнадцатого века. Его как правило связывают с папским богослужением в римской Сикстинской капелле. В более широком смысле «а капеллой» называется вокальная партия, которая исполняется без музыкального сопровождения.
Пение «а капелла» характерно для народного творчества, а также для раннехристианской церковной музыки. Проповедником хвалебной песни Богу, которая воздавалась исключительно словом, озвученным человеческим голосом, без использования «труб и флейт», был уже Климент Александрийский. Также пение «а капелла» свойственно для произведений композиторов нидерландской школы и для творчества Джованни Палестрины.
Данный стиль пения пользовался популярностью и в светской певческом искусстве Возрождения. Он применялся композиторами того периода, использовался в мадригалах.
Пение «а капелла» в качестве стиля профессионального хорового искусства определяется в культовой полифонии конца средних веков. Наибольшего расцвета оно достигает у мастеров нидерландской школы. Данный стиль получает классическое развитие в римской школе (Скарлатти, Палестрина, Беневоли). Необходимо учесть, что в семнадцатом – восемнадцатом веках такое пение, особенно светское, могло сопровождаться генерал-басом или солирующими инструментами. С течением времени вновь стало цениться пение «а капелла» без музыкального сопровождения.
Третье значение слово «капелла» - это название оркестра особого состава: джазовая капелла, военная капелла. А также традиционное название отдельных немецких симфонических оркестров: Берлинская капелла, Дрезденская капелла и пр.
Капелла, Марианская коллегиальная церковь. Регенсбург, Германия.
|
Берлинская государственная капелла.
|
Церковная капелла. Людвиксимбург, Германия.
|