!!!

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Авангардизм


Точильщик (К. Малевич) Авангардизм (от франц. avantgardisme от avant — передовой и garde — отряд) – тенденция отрицания исторически закреплённой традиции и преемственности, поиск и эксперимент, касающийся новых путей и форм в искусстве. Противоположное академизму понятие.

Однако и у авангардизма есть свои истоки, так как он вырос из искусства периода Модерна.

Несмотря на принципиальное противостояние авангардного искусства и традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы членов авангардистского движения, претензии на постижение «чистых сущностей» и выражения «абсолюта», освобождённого от груза прошлого и примитивного копирования форм внешнего мира, идеи художественного авангарда близки духовным метаниям искусства на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков.

Авангардизму свойственна собственная романтическая мифология.

Пейзаж с воротами (А.В. Лентулов) Романтической и даже религиозной есть основная идея авангардизма, заключающаяся в абсолютизации самого творческого акта, которая не предполагает, что само художественное произведение уже самодостаточно. И что деятельность художника оправдывается самим творческим процессом, в котором и раскрывается «истинная реальность», а результат этого творчества не столь важен. В данном положении проявляется преемственность наиболее крайних выражений искусства авангарда символизма периода Модерна.

Однако следует признать опасным и чрезмерное расширение данного понятия, исходя из значения данного слова.

Если понимать авангардизм как «передовой отряд, который готов жертвовать собой в стремительной атаке ради достижения нужной задачи», то подобное прочтение данного термина приводит к мысли, что авангард возник много столетий тому назад при переходе от одной эпохи к другой, то есть не является направлением искусства исключительно двадцатого века.

Пейзаж с лаврой (А.В. Лентулов) Если исходить из предположения, что искусство авангарда берёт свои идеи из неиссякаемого источника прошлого и архаичного сознания и представляет собой переосмысление прошлого, а не упадок, то стушёвывается и размывается наиболее существенная черта авангардизма – враждебное и непримиримое отношение авангардистов к истории культуры. Есть множество доказательств подобного отношения.

Если в искусстве двадцатого века на самом деле происходит «расставание с человеком», это и есть антиисторическое и антикультурное движение.


Обнаженная перед зеркалом
Обнаженная
перед зеркалом.
Пьер Боннар.

Белый кот (П. Бонар)
Белый кот.
Пьер Боннар.
1894 год.

Открытое окно (П. Бонар)
Открытое окно.
Пьер Боннар.
1921 год.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Поиск на сайте   |  Карта сайта