Караваджизм: стилевые особенности
Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Целью его творчества было отображение реальности.
Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного, идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни.
Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов, интерес к натуре. Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. Караваджизму свойственны обострённое чувство реальной предметности, демократизм художественного идеала, материальность изображения, активная роль контрастов светотени в живописно-пластическом решении произведения, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века. Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. Самое оригинальное и сильное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески.
Между европейскими художниками, работавшими в стиле караваджизма вне Италии, самым значительным стало творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др.), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании.
Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо также видно в работах отдельных мастеров академизма (Г. Рени и пр. в Италии) и барокко (К. Шкрета в Чехии и др.). Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П.П. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур.
Голландские и фламандские караваджисты стали связной нитью между живописью Северной Европы и Средиземноморья. Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона, которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус.
Сводница. Дирк ван Бабюрен. 1622 г.
|
Святой Матфей и ангел. Караваджо.
|
Бичевание Христа. Караваджо.
|