!!!

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Идея

ИдеяВ переводе с древнегреческого – вид, форма, видность. Идеей называют мысленный образ, понятие, спонтанно или в результате долгого обдумывания возникающее в сознании человека. В таком смысле данное понятие используется в философии, психологии и других гуманитарных науках. В некоторых философских направлениях идеей называется идеальный прообраз реальности.

В науке и искусстве под идеей подразумевается основной смысл произведения, общий принцип теории и в принципе сам замысел чего-либо. Тут понятие «идея» понимается как способ регулирования авторского права. В философии древних греков идей называли неизменную и постигаемую умом структуру, которая лежит в основании вещи. Термин «идея» ввел в философию Демокрит. Он называл атомы – умопостигаемые неделимые формы – идеями.

Аристотель В определении Платона и неоплатоников идея (эйдос) - это идеальная вечная сущность вещи в противоположность изменчивому и преходящему. Идеи нематериальны, они находятся вне конкретных вещей и явлений. Они образуют специальный идеальный мир – царство, в котором властвуют идеи. Это мир подлинной реальности, недоступный познанию. Идея представляет собой сущность совокупности определенных вещей, а не отдельной какой-то вещи. Идеи являются образцами вещей, существующих в чувственной реальности. Определение идеи у Аристотеля в корне отличается от платоновского понимания термина. В данном аспекте «идея» трактуется как «форма» или «вид».

В христианском богословии и философии средних веков понятие идеи трактовалось как прообраз вещей в божественном мире. По их представлениям, Бог создает идеальную форму вещи, согласно своему замыслу. В эпоху Возрождения понимание идеи мало чем отличалось от определения средневековья. Как общие отвлеченные понятия и простые представления термин «идеи» определялся французскими и британскими учеными восемнадцатого века. По поводу происхождения идей возникают споры. Две основные позиции – это эмпиризм и рационализм. Приверженцы эмпиризма считали источником идей ощущение и восприятие. Рационалисты же полагали, что источником познания служит мышление, а идеи - это нечто врожденное, не связанное с жизненным опытом. Концепция о врожденных идеях выражена в философии Декарта.

Платон По мнению Джона Локка, идея – это реальность сознания или внешнего мира, на которые направлен умственный процесс. Юм, наоборот, относил идеи к сознанию. В его теории противопоставляются впечатления, получаемые от ощущений и идеи, которые являются бессознательным воспроизведением полученных впечатлений в сознании.

Философия двадцатого века использует определение идеи как синоним к термину «понятие».

В марксистском учении идея – это форма постижения объективной реальности, всестороннее познание действительности, которое включает в себя осознание целей и последующее их применение в преобразовании окружающей действительности.

Британским философом Артуром Лавджоем была выдвинута теория истории идей, которая раскрывала процесс их создания, сохранения и изменения. Эта теория тесно связана с интеллектуальной историей, историей науки и культуры, историей литературы. Поэтому она рассматривается как прикладная дисциплина. В рамках этой дисциплины единичные идеи рассматриваются как мысли и представления, которые взаимодействуют друг с другом, меняя формы выражения. Однако, при этом остаются неизменными.


Рене Декарт (Франс Хальс)
Портрет Рене Декарта.
Франс Хальс.

Джон Локк (Неллер Годфри)
Портрет Джона Локка.
Неллер Годфри.

Дэвид Юм (Аллан Рамсэй)
Портрет Дэвида Юма.
Аллан Рамсэй.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Поиск на сайте   |  Карта сайта