!!!

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Понятие напряжения в искусстве

Огата Корин. Ирисы. Роспись ширм. Начало 18 в. Музей Нэдзу, Токио Напряжение – это результат взаимодействия двух сил противоположной направленности.

Пространство напряжения не является физическим, поэтому речь идёт о качестве, которое не поддаётся измерению. Напряжение более подвластно ощущению, которое похоже на вибрацию, неуравновешенность или на присутствие чего-то, чего ещё нет, порождаемого тем, что «есть».

У крепостной стены. Пусть войдут (Верещагин В.В. 1871 г.) Произведение Эль Греко «Срывание одежд» даёт ощутить невероятное напряжение сил, заключающихся в воплощённом на полотне действии. Эль Греко изображает драматический момент. На картине римские солдаты срывают с Христа одежды, готовя его к распятию.

Напряжённость выражается с помощью людской толпы, которая жестами протеста и направленностью своих взглядов создаёт определённый хаос эмоций, составляющих контраст с божественной невозмутимостью, которое излучает фигура Христа.

Спаситель вносит в постоянно движущееся и напряжённое пространство ощущение спокойствия и порядка. Его тёмно-красное одеяние также подчёркивает это, контрастируя с прочими композиционными элементами, которые выдержаны в голубых и землистых тонах, намного более приглушённых, чем туника Иисуса.

Доменико Эль Греко [Доменикос Теотокопулос] (ок. 1541 — 1614) Эсполио (Срывание одежд с Христа). 1577–1579 «Ирисы» - произведение Огата Корин, относится к японской живописи, к стилю школы Ринпа. Это роспись ширмы, которая состоит из шести частей. Живописец изобразил цветы, применяя синий и зелёный цвета, выделяющиеся на светлом фоне. В картине простота ирисов объединяется с необычной красотой форм и изысканностью.

Композиция отличается изяществом, от чего приобретает ещё большую эффектность. Исходящее от картины изящество, столь присущее данной школе японской живописи, базируется на напряжении, которое порождает сочетание тёмных тонов растений и светлого фонового зеленовато-золотистого цвета, в котором словно вырезаны силуэты цветов. Через талант живописца зритель чувствует живое очарование ирисов, столь мастерски усиленное светлым фоном.

Напряжение не только лишь на уровне эмоций, но и с формальной точки зрения – это элемент, который применялся и изучался живописцами в течение всего двадцатого столетия. Особенно интересовали характеристики напряжения футуристов и экспрессионистов.

На полотне Умберто Боччони, живописца-футуриста, «Уличный шум проникает в дома», композиционное напряжение выражено резким противопоставлением форм и линий в умышленно хаотичном пространстве. Это противопоставление отражает динамичную и постоянно меняющуюся реальность большого города.


Борцы (Александр Фальгьер, 1875 г.)
Борцы.
Александр Фальгьер, 1875 г.

Умберто Боччони. Картина Уличный шум проникает в дом
Умберто Боччони.
Уличный шум проникает в дом.

Леонардо да Винчи. Картина Мадонна. 1510 год
Леонардо да Винчи.
Мадонна. 1510 год.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Поиск на сайте   |  Карта сайта