!!!

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Триптих Иеронима Босха


Сад земных наслаждений (Иероним Босх) Знаменитый триптих художника-нидерландца Иеронима Босха (1453 – 1516 гг.) «Сад земных наслаждений» (1490) по одной из версий относится к акроаматическим композициям (зашифрованным, загадочным), а по другой – к жанру гротеска, с философским и даже социальным подтекстом.

Картина состоит из трёх створок. Сначала идёт Райский сад, где Бог создаёт Адама и Еву, потом следует сцена грехопадения и изгнания из Рая. Правая створка представляет Ад, который трактуется как мировой пожар, где миксантропические существа терзают грешников. Загадки сюжета расшифровываются при их сопоставлении с фламандскими пословицами. Вместо царства архитектоники и гармонии, подобно «Божественной комедии» Данте, Босх показывает неизбежное движение к всеобщей гибели. Но в других вариантах этой же темы Босх сочетает Апокалиптику с идеей Спасения, которая воплощена в сиянии небес, напоминающем светлый туннель, по которому движутся человеческие фигуры. Триптих Босха пронизан абстрактной отвлечённостью рациональной символики, в которой каждая деталь требует «прочтения».

Воз сена (Иероним Босх) Левая створка триптиха изображает Рай: сотворение Адама и Евы, зарождение жизни – растений и животных. В центре композиции источник жизни, из которого существа, сотворённые Богом, выбираются на сушу. Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов фауны и флоры. Здесь и крылатая рыба, и трёхголовая птица, и морской конёк-единорог, и даже читающее книгу существо с рыбьим хвостом.

Текст Ветхого Завета воплощён художником совсем не по канону. Позднее Средневековье обнаруживает странное противоречие между выраженной стыдливостью и поразительной непринуждённостью. В изображении первых людей просматривается эротический элемент: Адам смотрит на потупившуюся Еву с восхищённым изумлением. Бог держит Еву за руку, словно на церемонии заключения брака. Идею «парности» всех живых существ воплотили в своих работах многие живописцы. У Босха птицы и звери демонстрируют совсем иную особенность: птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей. Значит поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверей, а людей.

В картине Ада Босх словно бы утверждает с пугающей достоверностью: после смерти никому не будет ни прощения грехов, ни пощады.


Страшный суд (И. Босх, 1506—1508 г.)
Страшный суд. Иероним Босх.

Поклонение волхвов (Иероним Босх)
Поклонение волхвов. Иероним Босх.

Искушение Святого Антония (Иероним Босх)
Искушение Святого Антония. Иероним Босх.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Поиск на сайте   |  Карта сайта