Барбизонская школа: представители
Барбизонская школа – это группа французских мастеров, сформированная в 30 – 60 гг. девятнадцатого века, основой живописи которых стал реалистический пейзаж. Название группы происходит от деревни Барбизон (Barbizon), находящейся во Франции возле леса Фонтебло – к юго-востоку от Парижа. В этом месте художники, вошедшие в группу, имели обыкновение работать. Благодаря этому их прозвали «барбизонцами».
Среди полотен представителей барбизонской школы камерные картины чередуются с большими пейзажными произведениями. Барбизонская школа систематически занималась разработкой методики тональной живописи весьма сдержанной палитры, а порой и вовсе монохромной. Она отличалась богатством тонких валёров, цветовых и световых нюансов. Зелёные, коричневые, бурые тона были наполнены спокойствием и оживлены отдельными звонкими акцентами. Композиция пейзажей барбизонской школы характеризуется естественностью, но при этом уравновешена и отличается тщательностью построения.
Старшее поколение барбизонской школы составили такие представители, как Ж. Дюпре, Т. Руссо, Н. В. Диаз. Они акцентировали в своих произведениях героические начала пейзажа, материальность изображений, пластичность пейзажа, эмоциональную роль освещения. При этом они сохранили определённую взаимосвязь с романтической школой.
Один из наиболее известных представителей младшего поколения барбизонцев – Ш.Ф. Добиньи - намного больше внимания уделял непосредственности впечатлений, точной фиксации световоздушных состояний. Ряд барбизонцев, а также близких к ним мастеров (Ш. Жак, Р. Бонёр, К. Труайон) выделяли жанровые и анималистические изображения как самостоятельный элемент пейзажа. У ведущих художников школы они органически сливались с остальными элементами картины.
Близость к манере творчества барбизонцев обнаружили многие французские художники девятнадцатого века. К ним относится и К. Коро, который в ряде своих пейзажей отобразил принципы барбизонской школы. Особенно тесно с барбизонской школой был связан Ж.Ф. Милле, проработавший в Барбизоне многие годы.
Велико было влияние барбизонской школы на дальнейшее развитие реалистического пейзажа как во Франции – Э. Буден, Г. Курбе, так и в других странах – бельгиец И. Буланже, голландец Я.Б. Йонгкинд, румын Н. Григореску, венгры Л. Паал и М. Мункачи, американец Дж. Инесс, русские живописцы Ф.А. Васильев, А.К. Саврасов, А.П. Боголюбов и пр.
Вид на Барбизон. Теодор Руссо. 1850 г.
|
Анжелюс. Жан-Франсуа Милле.
|
Вид в окрестностях Гранвиля. Теодор Руссо.
|