Закат Академии художеств
В период ректорства А. С. Строганова (1800 – 1811), а потом А. Н. Оленина (1817 – 1843) в Академии художеств, которая и без того напоминала казарму, ещё более был ужесточён внутренний распорядок. Вместе с тем проводились реформы, расширившие учебную программу.
Под влиянием движений национального романтизма, в АХ образуется историко-археологическое направление, изучающее памятники Древней Руси. В 1856 году был образован класс православного иконописания, в 1859 – Музей древнехристианского искусства.
К середине девятнадцатого века исторический живописный жанр включал в себя станковую картину, написанную на религиозный или исторический сюжет, а также религиозную живопись – иконопись, алтарную картину и взаимосвязанные с ними фреску и мозаику. Для создания мозаик в 1848 году в строящемся в Петербурге Исаакиевском соборе при АХ было организовано Мозаическое заведение.
В начале второй половины девятнадцатого века приверженцы национального направления подвергли резкой критике «брунивщину» и «брюлловщину». На тот момент основные новые идеи зарождались вне академических стен. Прогрессивная методика преподавания искусства и его лучшие представители были собраны в других учебных заведениях. Изначально – в школе Венецианова, а также в Арзамасской школе живописи. С 1843 года – в Московском училище живописи и ваяния; с 1857 - в Рисовальной школе Общества Поощрения художников. В 1863 году в стенах АХ произошёл бунт четырнадцати, после которого академические выставки сильно уступили в популярности «передвижным».
С этого момента имя Академии стало эквивалентно реакционному академизму. Факт того, что академическое российское искусство отстало от времени показывает большая картина К. Д. Флавицкого «Христианские мученики в Колизее» (1862). Трагический религиозный сюжет отображён художником в согласии с канонами академической композиции и имеет совершенно мирную и нейтральную окраску. Настолько безэмоционально нейтральную, что даже совет АХ не решился присвоить художнику за неё звание академика. Картина была написана в Италии, под сильным влиянием итальянских художников и творчества Брюллова. Эта работа – компромисс между запросами публики и требованиями АХ.
Ещё одна его картина - «Княжна Тараканова», - отличается ещё большей сентиментальностью и салонностью.
К.Д. Флавицкий. Княжна Тараканова.
|
К.Д. Флавицкий. Христианские мученики в Колизее.
|
А.Г. Варнек. Портрет президента АХ А.Н. Оленина.
|