Архаический период: росписи ваз
В конце восьмого века до н.э. в древнегреческой вазописи сформировались новые интересы и предпочтения. Условные, упрощённые геометрические изображения уже перестали удовлетворять общественные вкусы.
В рисунках на вазах мастера седьмого века до н.э. начинают активно вводить сюжетные сцены и растительные мотивы.
Близость малоазийского Востока выразилась в красочности и декоративности создаваемых композиций. Благодаря им стиль вазописи седьмого века до н.э. был назван ковровым или ориентализирующим.
Сосуды, отличающиеся художественным совершенством, создавались на островах Родосе, Мелосе, Крите, а также в городах Малой Азии и, в частности, в Милете.
Крупным производственным центром ваз в седьмом и в начале шестого века стал город Коринф, а в шестом веке – Афины.
Манерой росписи вазы Южной Греции отличаются от коринфских. Жёстче и более сурово звучат в них темы сражений.
Известна сцена росписи, где изображены воины, которые несут своих павших товарищей с поля битвы. В ней сюжет выступает на первый план, декоративности уделяется гораздо меньше внимания. Силуэтность фигур не смягчается белой краской. Процарапанные линии, обозначающие мышцы, не выглядят гибкими и производят впечатление жёсткости. Гоплиты похожи на куросов в скульптуре архаики. У них столь же широкие плечи, узкие щиколотки, тонкие талии и толстые мышцы ног.
В изображениях ионийских мастеров превалирует лирическая тематика. В характере линий больше грации и гибкости.
На дне килика художник нарисовал два больших дерева, широко распростёрших свои ветви, и птицелова рядом с ними. Певучие и плавные линии веток и листьев создают впечатление, что они колеблются от порывов ветра. Они прекрасно сочетаются со сферической поверхностью дна и оформлением композиции в круговую.
В вазовых росписях живописцев Аттики в шестом веке прежде всего бросается в глаза возвышенная гармония, которая пронизывает в произведении каждую деталь – от композиции до образных элементов. Героика и лиричность неощутимо присутствуют в благородных керамических формах и росписи.