!!!

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Деисус: специфика


(от греч. «деисис» – моление, прошение)

Спас в силах. Деисус Группа икон или икона, в центре которой изображён Христос. Такой тип икон чаще всего встречается в иконографии Пантократора. Справа от Христа изображена Богоматерь, а слева - Иоанн Креститель. Они находятся в традиционной позе молитвенного заступничества.

На подобных иконах могут быть изображены святые отцы, апостолы, мученики и т.д. Основной догматический смысл подобной деисусной композиции – заступничество за людской род перед лицом грозного Небесного Царя и Судии, посредническая молитва.

Деисус со св. апостолом Андреем. Греция, XVII в. На наиболее раннем российском деисусе были изображены Спас, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Письмо, которым написана эта икона, близко той живописной манере, в которой были расписаны стены Студеницкой церкви. Церковь Богородицы в Студенице (1208 – 1209 гг.) была расписана греческими фрескистами, которые приобрели данную манеру письма в константинопольских монастырских мастерских.

По смысловому содержанию «деисус» связан с алтарной частью храма. Поэтому вполне можно допустить, что икона в начальный период своего существования была размещена в алтарном пространстве. Возможно, что она возвышалась на архитраве алтарной преграды.

Спас в оплечном «Деисусе», находящемся в Третьяковской галерее, выписан фронтально. На нём одет хитон коричнево-красного оттенка с чёрной разделкой складок и чёрной обводкой по вороту. Лик Спаса отмечен углублённой и скрытой выразительностью. Его изображение на иконе значительно повреждено. В отдельных местах утрачен красочный слой, который стёрся вместе с левкасом до доски. По всему лику виднеются тонировочные пятна.

Господь Вседержитель на престоле. Деисус с Богоматерью и Предтечей. Санкт-Петербург, XIX в. Наилучшим образом сохранён лик Богородицы. Её образ на данной иконе занимает в древнерусской иконописи особое место. Для него нет аналогов между домонгольских памятников, дошедших до нашего времени.

Исследовательница О.С. Попова считает, что «наиболее близкое ему изображение – настолпная фреска «Богоматерь Студеницкая». Особенно экспрессивен лик Предтечи – аскета, пророка и измождённого пустынника. Особую выразительность его образу придают нахмуренные брови и взлохмаченные волосы. Его напряжённый и углублённый внутрь себя взгляд не только взывает с мольбой к Спасителю, но и словно изучает собственную душу. Напряжённость черт и выражения лица, а также скрытость приёмов письма необыкновенно усиливают его выразительность.


Деисус. Софийский собор в Вологде
Деисус.
Софийский собор
в Вологде.

Спас на троне. Деисус с припадающими святыми. Центральная Россия, начало XIX в.
Спас на троне.
Деисус
с припадающими святыми.
Центральная Россия,
начало XIX в.

Христос на троне. Деисус. Греция. Крит, ок. 1700.
Христос на троне.
Деисус.
Греция. Крит,
ок. 1700 г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Поиск на сайте   |  Карта сайта