!!!

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гаагская школа


(от названия города Гаага)

Дети на берегу моря (Й. Израэлс)Название происходит от города Гаага. Самое значительное художественное объединение в Нидерландах во II половине девятнадцатого века. Группа художников, которые жили и работали в реалистическом стиле в Гааге между 1860 и 1890 годами. Находилась под значительным влиянием французской барбизонской школы.

Типичные представители: Виллем Рулофс, Йозеф Израэлс, Хендрик Виллем Месдах, Антон Мауве, а также братья Марис.

Йозеф Израэльс (1824 – 1911 г). Выпускник Амстердамской Академии художеств. Ранний период творчества – исторические композиции в академической манере. Для более поздних картин характерны драматические сюжеты и театральные эффекты («На кладбище», 1856). Расцвет творчества – в 1870 г, когда художник жил возле Гааги, в Схевенингене («Швеи», «Дети на брегу моря»). В этих произведениях подкупающе правдиво передана народная жизнь. Для зрелого творчества характерно проникновение в душевный мир человека и трагедию его судьбы. Все художественные средства картины – цвета, композиция, подчинены одной цели – раскрытию человеческих эмоций. Драматична женщина у ложа скончавшегося мужа («Одна на свете», 1878). Трагично полотно «Когда стареют», 1883 г.

Пейзаж с мельницами (Я. Марис) Израэльс ратовал за национальную школу голландского искусства и укрепление реализма, сгруппировав вокруг этих идей передовых художников. Его единомышленники – пейзажисты Х. Месдага, А. Мауве, братья Морисы.

Значительную роль в развитии искусства Голландии того времени сыграла Гаагская Академия художеств, лидером которой был Антон Мауве (1838 – 1888 г). Он же стал и главой гаагской школы. В его картине «Пахарь» (1870-е) крестьянин тихо бредёт за плугом среди бескрайних полей. Такая же слитность пейзажа присуща полотну «Овцы в лесу» (1870). Зимний пейзаж с овцами становится лейтмотивом его картин. Художник передаёт безбрежное количество нюансов серого и белого цветов в цветах овечьей шерсти, снега, серого неба («Овцы зимою», 1880 г.)

Проблема пленэра решается художником в акварелях, в которых наиболее ярко виден его талант великолепного колориста («Возвращение домой», 1880 г.).

Проблема пленэра выражена и в морских пейзажах Хендрика Виллема Месдага (1831 – 1915 г). Это первый маринист XIX века, который изобразил Голландию как морскую державу. Получив художественное образование в Бельгии (его учитель – пейзажист В. Рулоефс), Месдаг достиг расцвета творчества в Гааге, где с 1869 г. он пишет морские пейзажи в Схевенингене.

Отдыхающие коровы (А. Мауве) Художник пишет море в разное время дня и при разной погоде. Море Месдага чаще всего покрыто рыбацкими лодками, уходящими в открытое море или возвращающимися назад с рыбой. В пейзаже «Парусные лодки» (1875 г) ритмичным чередованием парусов он передаёт безбрежность и глубину моря. В картинах художника выражено своеобразие голландской природы. Месдаг стал первым значительным коллекционером современной живописи. Его коллекция барбизонских картин легла в основу гаагского музея его имени.

Значительный вклад в гаагскую школу внесли братья Марис. Старший и самый талантливый – Якоб Марис (1837 – 1899 г.) – выпускник Антверпенской Академии художеств. Это художник широкого диапазона, работавший во многих жанрах, который сумел настолько широко раскрыть родную природу в своих пейзажах, как никто из его современников.

Пейзажи Я. Мариса глубоко лиричны и проникнуты интимной прелестью. На них можно увидеть сокровенные закоулки старых городов («Деревянный мост», 1878 г.), но есть и картины, на которых раскинулось бескрайнее море или широкая река. Не всегда точна натура на его картинах. Порой художник, подобно Ионкинду, создаёт словно типичный образ природы Голландии, с её характерными признаками: ветряными мельницами, лодочными мачтами на канале, разводными мостами или высокими узкими домами на берегу канала.

Каналы Амстердама (Якоб Марис)
Каналы Амстердама.
Якоб Марис.

Возвращение домой (А. Мауве)
Возвращение
домой.
А. Мауве. 1880-е г.

Закат (Хенрик Виллем Месдаг)
Закат.
Хенрик Виллем Месдаг.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Поиск на сайте   |  Карта сайта