Хохломская роспись – это старинный народный русский художественный промысел. Считается, что хохломская роспись появилась во второй половине семнадцатого века на левом берегу Волги, в деревнях Мокушино, Глибино, Шабаши, Хрящи, Большие и Малые Безлели. Сейчас родиной хохломской росписи считают посёлок Ковернино, находящийся в Нижегородской области.
Имя данного промысла образовалось в соответствии с названием села Хохлома, находившегося в этой же области и являвшегося центром продажи изделий, которые были украшены хохломской росписью в восемнадцатом – начале двадцатого века.
Крестьяне сначала вытачивали, а затем расписывали деревянную посуду. Потом отвозили её для продажи в крупное торговое село Хохлома в Нижегородской губернии, где и продавали её. От этого и произошло название росписи «хохломская» или просто «хохлома».
Есть и легенда о возникновении «хохломской росписи». Она гласит, что когда-то жил талантливый иконописец Андрей Лоскут. Рассерженный церковными нововведениями патриарха Никона, Андрей Лоскут бежал из столицы и начал расписывать деревянные поделки в глуши приволжских лесов, а также писать иконы по старому образцу.
Узнав о непокорном иконописце, патриарх Никон отправил солдат для его поимки. Однако Андрей Лоскут отказался подчиниться и заживо сжёг себя в избе. А перед смертью завещал он людям сохранить его мастерство. Рассыпался, изошёл Андрей искрами. С той поры и искрятся золотыми самородками, горят алым пламенем прекрасные краски хохломы.
Для хохломской росписи характерен особый способ окрашивания дерева в золотой цвет без использования золота. Посуда и прочие изделия, выточенные из дерева, грунтовались раствором из глины, сырым льняным маслом и оловянным порошком (сейчас вместо оловянного порошка применяется алюминий). Потом на этот слой грунта наносился узор с растительным орнаментом. Такой узор создавался кистью в свободной манере письма.
Потом грунтовый слой с нанесённым узором покрывался лаком, который готовился из льняного масла. В современной методике этот лак заменён лаком синтетическим. Уже готовые изделия подвергали закаливанию в печи при высокой температуре.
Колориту росписи в подобной манере присуще взаимосочетание красного, чёрного и золотистого цветов. Часто встречается роспись «под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне и «верховая» - красные и чёрные узоры по золотистому фону.
|
|