!!!

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Хохломская роспись


Хохломская роспись – это старинный народный русский художественный промысел. Считается, что хохломская роспись появилась во второй половине семнадцатого века на левом берегу Волги, в деревнях Мокушино, Глибино, Шабаши, Хрящи, Большие и Малые Безлели. Сейчас родиной хохломской росписи считают посёлок Ковернино, находящийся в Нижегородской области.

Имя данного промысла образовалось в соответствии с названием села Хохлома, находившегося в этой же области и являвшегося центром продажи изделий, которые были украшены хохломской росписью в восемнадцатом – начале двадцатого века.

Крестьяне сначала вытачивали, а затем расписывали деревянную посуду. Потом отвозили её для продажи в крупное торговое село Хохлома в Нижегородской губернии, где и продавали её. От этого и произошло название росписи «хохломская» или просто «хохлома».

Есть и легенда о возникновении «хохломской росписи». Она гласит, что когда-то жил талантливый иконописец Андрей Лоскут. Рассерженный церковными нововведениями патриарха Никона, Андрей Лоскут бежал из столицы и начал расписывать деревянные поделки в глуши приволжских лесов, а также писать иконы по старому образцу.

Узнав о непокорном иконописце, патриарх Никон отправил солдат для его поимки. Однако Андрей Лоскут отказался подчиниться и заживо сжёг себя в избе. А перед смертью завещал он людям сохранить его мастерство. Рассыпался, изошёл Андрей искрами. С той поры и искрятся золотыми самородками, горят алым пламенем прекрасные краски хохломы.

Для хохломской росписи характерен особый способ окрашивания дерева в золотой цвет без использования золота. Посуда и прочие изделия, выточенные из дерева, грунтовались раствором из глины, сырым льняным маслом и оловянным порошком (сейчас вместо оловянного порошка применяется алюминий). Потом на этот слой грунта наносился узор с растительным орнаментом. Такой узор создавался кистью в свободной манере письма.

Потом грунтовый слой с нанесённым узором покрывался лаком, который готовился из льняного масла. В современной методике этот лак заменён лаком синтетическим. Уже готовые изделия подвергали закаливанию в печи при высокой температуре.

Колориту росписи в подобной манере присуще взаимосочетание красного, чёрного и золотистого цветов. Часто встречается роспись «под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне и «верховая» - красные и чёрные узоры по золотистому фону.

Хохломская роспись (роспись по дереву)
Хохломские художники за работой (И.М. Баканов. Палех, 1929 г.)
Самовар (Хохломская роспись)

Изделия Хохломской фабрики (г. Семёнов)
Изделия Хохломской фабрики.
г. Семёнов

Ложки (Хохломская роспись)
Ложки.
Хохломская роспись.

Колокольчик (г. Семёнов, хохломская роспись)
Колокольчик.
г. Семёнов.
Хохломская роспись.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Поиск на сайте   |  Карта сайта