Архаический период: круглая скульптура, специфика
Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода (VII-VI века до н.э.) является декоративная скульптура.Ведущей темой в древнегреческом искусстве данного периода становится человек. Его представляют в виде бога, атлета, героя. Уже к началу архаического периода относится кратковременный всплеск гигантизма при изображении человека. Эта черта была свойственна скульптуре, созданной в конце седьмого века до н.э. на Наксосе, Делосе и Фазосе.
Скульптура Беотии также отличается оригинальностью. Именно здесь была обнаружена голова Аполлона Птойского. Жёсткостью линий она похожа на скульптуры, высеченные из дерева. Божественные черты отличаются простотой и наивностью, линии век прямы, губы плотно сжаты, пряди волос однообразны. В глазах проявляется предельная духовная чистота. Лицо сияет изумлением и радостью постижения мира.
Скульптуры Аполлонов создавались и в Навкратисе. Также их фрагменты находили в городах Северного Причерноморья (Кепы, Ольвия).
При Писистрате искусство архаических Афин достигает своего расцвета. Аттические скульпторы отличаются большей сдержанностью в декоре, чем ионийские. Их произведения не похожи на дорические скульптуры, которые подчёркивают в человеке физическую мощь. Нет у аттических скульпторов и экспрессии беотийцев.
Мастерам Аттики в гораздо большей степени свойственны попытки передать психологический, духовный мир человека, а не только лишь его внешние характеристики – прекрасное тело, силу или чувства. Искусство аттических скульпторов уже в шестом веке стремится выразить не только лишь своеобразие местных черт, а общегреческие идеалы.
Мраморные статуи девушек-кор, обнаруженные в руинах Акрополя в Афинах, поражают мир своей окраской, которая сбереглась до наших дней. У них яркие одежды, цветные губы и зрачки. Девушки изображены пребывающими в праздничном, возвышенном настроении. Они сосредоточенны и спокойны, их взоры устремлены прямо перед собой. В каждой из них таится какое-то неуловимое своеобразие и прелесть. Драпировки их одежд то строги, то изящно-прихотливы, то сдержанны. Безмятежность чудной юности воплощена в чистых и наивных улыбках этих наполненных поэзией представительницах искусства Древней Греции.
Задачи полихромии решались мастерами не только красками, но и другими материалами, такими как кость и золото.
"Задумчивая Кора".
VI в. до н.э. Афины. Музей Акрополя.
|
"Кора в пеплосе". Около 530 до н.э. Афины. Музей Акрополя.
|
Кора "675" VI в. до н.э. Афины. Музей Акрополя.
|
"Кора Антенора". 520 г. до н.э. Афины. Музей Акрополя.
|