Цюрих. 24 февраля — 7 марта 18641
В Совет Императорской Академии художеств
Пенсионера Ивана Шишкина
Отчет
Первую зиму пребывания моего за границею провел я в Мюнхене, где преимущественно посещал мастерские известных художников, изучая как взгляд их на современную живопись, так и принятые ими методы ближайшего передавания природы.
Не упоминая о Каульбахе2, Пилоти3 и Коцебу4, давно известных нашей Академии, я постараюсь передать впечатление, произведенное на меня работами других художников. При этих наглядных занятиях успел я, мне кажется, заметить, с одной стороны, некоторые достоинства, которые постараюсь себе усвоить, с другой — некоторые недостатки, которые постараюсь избежать.
Касаясь вопроса о мюнхенской школе вообще, невольно придется бросить хотя беглый взгляд и на требования публики, тем более что они частью обуславливают труды художников. Здесь как число художников, так и людей, интересующихся искусством, весьма большое, но публика ли виновата в замечаемой неоконченности картин или художники испортили взгляд ее — не знаю, однако, ходя по выставкам, я видел весьма мало картин гармоничных. Поэтическая сторона искусства нередко убита здесь материальностью красок и самой работы.
Публика, кажется, не требует очень многого, сюжеты жанристов часто лишены интереса и ограничиваются сладкими сценами обыденной жизни; отсутствие мысли в картинах этого рода весьма ощутительно. К исключению принадлежат несколько молодых даровитых художников, как-то: Зэйц5, Прейфэр6, Хартман7 и ученики профессора Пилоти. Первый из них, сохраняя типы и характеристику страны своей, работает с успехом, вроде Мэзонье8, Хартман же, как кажется, глубоко изучил Вувермана9 и, не впадая в подражение, постиг всю прелесть его.
Первое место между пейзажистами, бесспорно, принадлежит г. Бамбергеру10, на картины которого смотришь с истинным наслаждением, пейзажи Шлейха11 (полны колорита, но смотреть на них приходится слишком издалека, ибо кисть его груба и размашиста. Пейзажист Мильнер12 обладает неотъемлемым дарованием; но усиленная быстрота работы увлекла его к ошибкам немаловажным; поддерживаемый публикой, всегда с удовольствием встречающей произведения его, он впал в однообразие сюжетов и манеры, что, впрочем, не мешает ему пользоваться большой известностью. Также замечательный пейзажист Стефан13, ученик Калама.
О работах покойного Ротмана14, слывущего чуть ли не за гения в Мюнхене, могу сказать только, что во всех картинах его, занимающих целую залу Пинакотеки, видно изящество линий и большой художественный расчет в них, его колорит, как на мой взгляд, так и по мнению людей, бывших на юге Греции, положительно не натуральный. Эффекты освещения, хотя и доказывают богатую фантазию его, но шокируют глаз ложными едкими красками, в фигурах животных и людей, служащих дополнением пейзажа, видна жизнь, но они плохо нарисованы.
Кирхнера я знаю только одно произведение, именно: закат солнца в знойное лето, которое можно отнести к одному из лучших произведений новой Пинакотеки. Также очень хороши пейзажи Циммермана15 и эскизы Стадемана16, занимающих почетное место в кругу мюнхенских художников.
Желая в будущих работах моих соединить пейзаж с животными, принялся я еще в Мюнхене за изучение этих последних; часто посещал мастерские братьев Бено и Франца Адама17, по праву пользующихся большой известностью, Фридриха Фольца18 и некоторых молодых художников, посвятивших себя живописи этого рода. Здесь в первый раз услыхал я имя Коллера, увидал несколько копий с его этюдов и решился поехать к нему в Цюрих, тем более что я прежде рассчитывал провести лето в Швейцарии. Из Мюнхена в Цюрих я переехал в конце февраля прошлого года.
Коллер — личность совершенно у нас не известная, между тем он во многих отношениях стоит выше Розы Бонер и Троена. Сила его рисунка превосходит всех виденных мною художников этого рода. Живопись сильная, сочная, и оконченность доведена до последней степени; в каждом мазке его кисти видны строгое изучение и безграничная любовь к искусству. Как пейзажист замечателен он не менее, ибо глубоко понимает природу и передает ее с той же прелестью, как и животных, но, судя беспристрастно, в картинах его я нахожу мало поэзии, так что этюды, каких ни в чьей мастерской не увидишь, нисколько не уступают первым.
В картинах, желая вызвать силу света, он часто жертвует остальными частями ее, а потому в общем они кажутся темными. Как первоклассный художник и хороший профессор советами своими он может принести большую пользу. Основываясь на этом, я занял место в мастерской его для зимних занятий, на лето же отправился в Бернский Оберланд, где и оставался до сентября.
Не привыкши к горной местности, эффектам освещения этого края, я был поражен первое время: глаз видел многое, но долго всматривался я в новую для меня природу, не решаясь приняться за работу; притом и погода не благоприятствовала занятиям. Летом около конца июня принялся я за этюды, написал пять больших и несколько десятков меньшего размера.
В сентябре возвратился в Цюрих к г. Коллеру копировать и писать с натуры животных, начав в то же время картину для г. Быкова, окончить и прислать которую надеюсь к концу апреля сего года.
Сверх того в последнее время я не без успеха занялся гравированием на меди (Radierung), не прилагаю при настоящем отчете образчиков, потому что ничего еще не приготовил серьезного и достойного внимания.
Из Цюриха ездил в Женеву, чтобы посетить мастерские Калама и Диде, но, к сожалению, первый уехал в Италию, так что мне пришлось довольствоваться только мастерской последнего, где видел несколько превосходных этюдов и одну начатую большую картину, при этом нельзя не заметить, что этюды несравненно выше самой картины; вообще в последнее время в произведениях Диде заметны сухость и однообразие.
Постоянная выставка художественных произведений в Женеве ниже всякой критики, за исключением очень немногих. Вообще надо заметить, что швейцарские так назы[ваемые] национальные музеи крайне бедны и плохи, так, например, в Берне 1 картина Калама, 1 Диде и 2 — Кошера19, да и то далеко не из лучших. В Цюрихе то же.
Прилагаю при отчете моем фотографии с картины, некоторых этюдов и рисунков числом 12. Имею честь покорнейше просить Совет Императорской Академии художеств о причислении года, проведенного мною в России в звании пенсионера, ко времени будущих путешествий моих по родине и о разрешении остаться за границей еще на год; тем более что до сей поры не имел еще возможности ознакомиться с французской школой, что намерен сделать по окончании картины.
Пенсионер Императорской Академии художеств
Иван Шишкин.
1 Вверху надпись: "27. Мая 1864 года".
2 Каульбах Вильгельм (1805—1874) — немецкий живописец и рисовальщик. Учился в Дрезденской и Мюнхенской академиях художеств. Известен прежде всего как автор фресок историко-аллегорического содержания.
3 Пилоти Карл (1826—1886) — немецкий исторический живописец, профессор Мюнхенской Академии художеств.
4 Коцебу Александр Евстафьевич (1815—1889) — живописец. Баталист. Учился в Академии художеств (1837—1847). В 1850 г. получил звание академика, в 1858 г. — профессора. С 1848 г. жил в основном в Мюнхене.
5 Зейтц Антон (1829—1900) — немецкий живописец. Жанрист. Работал в Нюрнберге и Мюнхене.
6 Прейфер Вильгельм (1822—1891) — немецкий живописец. Жанрист, анималист, иллюстратор.
7 Гартман Людвиг (1835—1902) — немецкий живописец и гравер. Анималист.
8 Мейсонье Эрнест Жан Луи (1815—1891) —французский живописец, рисовальщик, литограф. Писал исторические и батальные картины, иллюстрировал книги.
9 Воуверман Филипс (1619—1668) — голландский живописец. Пейзажист, изображал также батальные и охотничьи сцены.
10 Бамбергер Фриц (1814—1873) — немецкий живописец и рисовальщик. Пейзажист, писал также батальные картины и морские виды.
11 Шлейх Эдуард (1812—1874) — немецкий живописец. Пейзажист. Профессор Мюнхенской Академии художеств.
12 Мильнер Карл (1825—1895) — немецкий живописец. Пейзажист.
13 Стефан Леопольд (1826—1890) — чешский живописец. Пейзажист.
14 Ротман Карл (1797—1850) — немецкий живописец. Пейзажист. Работал в Мюнхене.
15 Циммерман Август-Альберт (1808—1888) — немецкий живописец. Пейзажист. Член Мюнхенской Академии художеств, почетный вольный общник Петербургской Академии художеств с 1860 г., профессор Венской Академии художеств (1860—1872).
16 Стадеман Адольф (1824—1895) —немецкий живописец. Пейзажист.
17 Немецкие живописцы, братья: Адам Бено (1812—1892) — анималист, мастер охотничьих сцен и Адам Франц (1815—1886) — анималист, жанрист.
18 Фольц Фридрих (1817—1886) — немецкий живописец. Анималист, пейзажист.
19 Кошер Георг (Карл) (1812—1883) — немецкий живописец. Пейзажист, жанрист.