Письма
Петербург. 14 февраля [18]85
Отделите картину Шишкина "Сосновый лес" от соседства с настоящей живописью, и Вы увидите, как картина вырастет. Ведь как мы все, старые живописцы, пишем или по крайней мере писали (потому что теперь даже и мы стараемся). Например, Шишкин: пишет, положим, небо, пишет, пишет — недостало краски домазатъ угол, он, ничтоже сумняшеся, берет маслица, разбавляет краску, и ее хватает докрасить и т.д. Между тем в небесах у пейзажистов — живописцев нет вершка одного тона, даже в белом простом небе. Потому что, как только одна краска идет долго, так и выходит выкрашено, а не написано. И Клодт и Шишкин оба не стали хуже, а только другие ушли дальше. Но ведь есть же что-нибудь, за что они, особенно Шишкин, знамениты! Еще бы! Конечно, до Шишкина в России были пейзажисты выдуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало (исключая Щедрина и Лебедева при Алекс[андре] I); этого мало: Шишкин остался единственным до сих пор как знаток и рисовальщик дерева вообще, и хвойного леса в особенности. Когда Шишкина не будет, тогда только поймут, что преемник ему не скоро сыщется. Одну минуту, лет 8—10 тому назад, Шишкин стал как будто искать краску, да, вероятно, привычка думать линиями и формой не легко оставляет мозг.