Москва. 26 марта 1860
Добрейший, благороднейший друг мой Иван Иванович!
Вашим последним письмом Вы заставили меня краснеть. Я перед Вами виноват, а не Вы передо мною; и подлинно, простительно ли не отвечать на письма, в которых заключаются такие важные вопросы? И за всем тем скажу, что, как нарочно, беспрестанно становилось что-нибудь поперек, и я не мог преодолеть скучных мелочей, отвлекавших меня от приятнейшей обязанности отвечать Вам. Итак, если я не умел быть исправным, то хочу по крайней мере быть точным в ответе.
Вы писали мне о первых Ваших опытах в литографии, и что труды Ваши были представлены в Совет и что Совет остался ими очень доволен. Зная успехи Ваши, я не мог в этом сомневаться; но когда увидел и самые оттиски, присланные к Борникову, что скажу вам откровенно: эти прекрасные опыты превзошли мое ожидание; в них как выбор мотивов, так и исполнение чрезвычайно счастливы. Такое прекрасное начало обещает много утешительного впереди.
Я помню, Вы говорили мне, что в способе и в манере рисовать, рисунки Ваши напоминают Калама1. Я этого не вижу; в манере Вашей есть нечто свое, не менее удачно приспособленное к выражению предметов, как у Калама: это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника автора — и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства, в этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно.
Борников говорил мне, что оттиски, присланные к нему, только пробные — желаю увидеть более исправные.
Так хороши этюды Лагорио?3 Верю Вам на слово, потому что в этом деле Вы можете быть справедливым судьею.
Присылайте, друг мой, свои картины и прямо ко мне. Выставка наша начнется 21 апреля, а прием вещей только до 17-го числа. Надеюсь, что и Гине и Джогин пришлют свои труды — ожидаю посылки с нетерпением.
Надеемся, что ныне (нрзб.) будет у нас великолепная выставка.
Облегчив наконец совесть мою, целую Вас и остаюсь душевно любящий Вас Аполлон Мокрицкий.
Добрым Вашим товарищам сотрудникам и земляку моему Виктору3 прошу передать мой душевный поклон.
1 Калам Александр (1810—1864) —швейцарский живописец, рисовальщик и гравер. Пейзажист, восхищавший современников главным образом внешней романтикой своих картин, посвященных суровой альпийской природе. Почетный вольный общник Петербургской Академии художеств (с 1852), где было обязательным копирование его произведений.
2 Лагорио Лев Феликсович (1827—1905) — живописец и акварелист. Пейзажист, работал также в области батальной живописи. Учился в Академии художеств (1843—1850). В 1860 г., вернувшись из-за границы, представил в виде отчета около 30 этюдов и картин. В том же году получил звание профессора.
3 Возможно, речь идет о В.М.Резанове.