Париж. 9 мая 1874
Добрейший Иван Иванович!
Еще бывши в Дрездене, мы получили от Ивана Николаевича письмо, в котором он известил нас об ужасном несчастье, постигшем Вас, смерть бедной Евгении Александровны1; нечего говорить о том, как поразило нас это известие, как мы не были подготовлены к этому, но все-таки сознание осуществившейся ужасной действительности тяжело легло нам на душу... Дай бог, чтобы Вы имели достаточно силы перенести с твердостью эту потерю и тем обеспечили бы участь Ваших милых деток, нуждающихся в Вас и Вашей отцовской любви и привязанности.
С того же времени я все собирался писать Вам, но, благодаря постоянному передвижению с места на место, трудно сосредоточиться настолько, чтобы связать свои мысли и быть в состоянии положить их на бумагу.
Вот уже около трех недель, что мы живем в Париже, и только теперь я начинаю приходить в себя и одумываться от массы всевозможных впечатлений виденного и перечувствованного. Проехали мы немного, но, благодаря частым и довольно продолжительным остановкам, удалось видеть почти все, что лежало на нашем пути и что, как специальность моя, интересовало меня.
Дрезден дал мне только памятники великих мастеров далекого прошлого времени, современного же искусства там нет, а что и есть, то убого до чрезвычайности, и сделало на меня впечатление официальной необходимости, представительствует которой тамошняя жалкая Академия с немногими скверными образчиками искусства.
Дюссельдорф же наоборот — в нем живет искусство не только официально; но чувствуется и отражается на всем, что вас окружает (исключая, впрочем, постоянно марширующих кукол немецких солдат, но это одно из национальных зол). Все, кажется, устроено для художников и художниками держится. Мастерские на каждом шагу, выставок также много, и все они очень хороши; постоянный обмен новых вещей и пропасть публики. Там я встретил так много картин современных мастеров и вновь выступающих талантов, по преимуществу, разумеется, немцев, что и Париж со своей годичной выставкой 2000 и больше картин не заглушает собой хорошее впечатление, вынесенное из Дюссельд[орфа], не говоря о Кнаусе2, Вотье, Ахенбахе и им подобных; там очаровали меня в особенности два: Зимлер и Крёнер3, оба жанристы и оба замечательные техники.
Не взыщите за каракульки вдоль и поперек, бумаги под рукой не оказалось, а письмо хотелось окончить.
1 Е.А.Шишкина скончалась 6 марта 1874 г. от чахотки.
2 Кнаус Людвиг (1829—1910) — немецкий живописец. Жанрист. Представитель дюссельдорфской школы, работал в Париже (1852—1860), был профессором Берлинской Академии художеств (1874—1884).
3 Зимлер Фридрих-Карл-Иосиф (1801—1872) — немецкий живописец и гравер. Жанрист и анималист. Кренер Христиан (1838—1911) — немецкий живописец и гравер. Автор охотничьих сцен, пейзажист.