Цюрих. Ноябрь, числа не знаю 1863
Милостивый государь Николай Дмитриевич!
Вы, я думаю, уже и побраниваете меня? Так долго ни слуху ни духу от меня. Но теперь приходит время, когда я должен Вас уведомить о том, где я и что делаю.
Странствуя там и сям, наконец, я теперь в Цюрихе занимаюсь в мастерской Коллера, художника, которого у нас в России еще не знают. Он пишет преимущественно животных, и пишет так, как я не видел, ни Роза Бонер2, ни Троен3, ни Браскас4 так не работали честно и правдиво. Словом сказать, художник великолепный, у которого есть чему поучиться, и я счел за нужное позаняться у него животными, тем более что мастерская у него представляет все удобства писать с натуры. Я у него уже второй раз. Первый — с марта по конец мая, потом я на лето уезжал в Горьо и там поработал вдоволь до половины октября, и теперь я опять у него.
Начал картину для Вас5, надеюсь, что понравится, ибо я себя приготовил довольно хорошо. Эта картина будет порукой моего занятия и успеха также и перед Академией, которая со времени моего отъезда не видала еще ничего от меня. На Вашу картину я употреблю все мои художественные силы. Помня Ваше желание иметь картину от меня в том же роде, как и первая, т.е. лес, но с животными и фигурами, в Вашей картине будет целое стадо коров. Одного я не мог выполнить — помнится мне, Вы желали пейзаж из Италии, но я еще там не был, а моя картина из Оберланда. Хотел было приложить к письму маленький очерк, но раздумал, на маленьком лоскутке ничего нельзя сказать, кроме одних линий, и потому я Вам пришлю фотографию с неоконченной еще картины и с этюда и кое-чего еще. Я бы мог сделать это и раньше, да думал привести картину в порядок более или менее. Через неделю пришлю.
Прошлую зиму начал картин много и ни одну не привел к концу, все не нравится и едва ли кончу — по правде сказать, вся зима, которую я провел в Мюнхене, в этой фабрике картин, была для меня мученьем.
Картина Ваша той же манеры, как и первая, т.е. 11 и 14 дециметров. Я теперь за ней сижу целые дни, хочется поскорее покончить, для коров пишу отдельные этюды с натуры.
Надеюсь, Николай Дмитриевич, что Вы не будете в претензии, если картина моя будет у Вас не в 63, а 64 в начале, в конце января. За сим желаю Вам доброго здоровья, честь имею быть Ваш покорный слуга Иван Шишкин. [...]
1 Быков Николай Дмитриевич (1812—1884) — петербургский коллекционер, собиратель произведений русских художников (обладавший, в частности, самым крупным собранием работ М.И.Лебедева). Почетный член Академии художеств с 1870 г., действительный член Общества поощрения художников. После смерти Быкова большая часть его коллекции была приобретена П. М.Третьяковым.
2 Бонер Роза (1822—1899) — французский художник и скульптор. Анималист.
3 Тройон Констан (1810—1865) — французский живописец. Пейзажист и анималист.
4 Браскасса Жак-Раймон (1804—1867) — французский живописец и литограф. Пейзажист и анималист.
5Перед отъездом в пенсионерскую командировку за границу Шишкин оставил Н.Д.Быкову следующее обязательство: "1862 года апрель 24 дня я, нижеподписавшийся художник Иван Шишкин, отправляясь за границу, принял от Николая Дмитриевича Быкова заказ написать ему картину из видов ландшафтов в Швейцарии или Италии по моему усмотрению, мерою в ширину 14 дециметров и в высоту 11 дециметров, картину прислать в С.-Петербург г. Быкову в 1863 году. Получить мне от него за картину семьдесят полуимпериалов золотом, в числе которых в настоящее время и получил тридцать пять полуимпериалов, по присылке же картины получить и другие 35 полуимпериалов за границей или кому я назначу к выдаче по моему уведомлению. Исполнить обязуюсь все сказанное свято и ненарушимо. Художник Шишкин".