!!!
Главная > Переписка > И. И. Шишкин к И. Н. Крамскому

И. И. Шишкин к И. Н. Крамскому от 18.09.1873 г.


Питер. 18 сентября 1873

С большим бы удовольствием, Иван Николаевич, хотелось выполнить свою обязанность относительно взноса за Вашу квартиру 240 управляющему — до сих пор не мог и пока решительно не могу [Потому и посылаю Вам эти мизерные 35 ру[блей], более нет решительно сил, что хотите делайте.]. Новосельский1 обещает приехать скоро. Григорович2 еще не приехал. У Ге был 2 раза, не застал или не пускает (и Забела3 говорит, что он картину свою4 никому не показывает. Даже и он не видал ее). Сомов5 с моими офортами прожил на даче, и только что теперь вздумал их отправить, а куда я и сам не знаю, да и он, кажется, тоже; а наобещал с три короба. Вот те шансы, на которые я, так сказать, уповал, а что ждет впереди единому Аллаху известно.

В квартире Вашей Иван только ночует. Просит указать, где ключи от сарая с зимними рамами. Погода здесь стоит превосходная. Деревья желтеть только что начинают. В Москве я никого не видал. Перов с огромным флюсом где-то на даче. Маковского6 не застал. Каменев не приехал, Саврасов тоже, — видел только начало алфавита Аммона7, который предлагал увидеть в приходе 3-х Святителей товарища по алфавиту Аммосова8, но я не хотел и просил показать ижицу, если оная обретается в приходе трех Святителей. Поручения Мясоедова передал через Аммона. В Питере тоже почти никого не видал. Василий Темный9 содержится теперь здесь, а был в Вене и в Италии с супругою, а Николая Блаженного вкупе с Настасьей, брат Попов (скульптор) увез в Рим лечить и просушивать10. Слыхал, стороной, что Артель не знает, что делать с Дмитриевым. Хотелось бы его выключить, да неловко11, слишком скандально. Подробности поймете сами. Алексей — божий человек написал на даче несколько этюдов удивительно скверных.

Я[ков] М[ихайлович]12 одержим недугом сватовства, работает, как он выражается, и на бирже тихо. Нецветаев все выпивает, и шибко, даже и сына научил. Шьет сапоги крепко, а сын еще не умеет. Были, вернее сидели потели, на Псковитянке. Чушь военная, да еще морская, водянистая, удивительно, как ее до сих пор не утопили, а следовало бы (если б был броненосец). Половина театра были офицеры с белыми грудями, и все они хлопали в ладоши усердно.

О Федоре вести все хуже и хуже. В последнем отчете Академии по поводу Лондонской выставки хвастаются Васильевым, как классным художником 1-й степени. А на деле художник без всякого звания и даже противозаконный13. Подлецы. Спасибо им за отчет — толстый такой, мягкий, я уже его пристроил к делу. Как врачевство. Академия окрасилась в один цвет с зимним дворцом и верно из одних и тех же ушатов. Мостовые в Питере лучше, даже местами делают асфальтовые. Извозчики из рук вон дрянь. Тула на этот раз молодцом. Начал было я картину Сенокос14, да перспектива тормозит. Жду Вас.

Теперь пойдут вопросы. Ну что Вы, начали картину15? Пишете ли портрет Толстого? Долго ли еще проживете? Какова погода? Что бабушка? Каково идет картина Аполлоновича16? И гораздо ли он скучает по Мурзе или вообще по какой-нибудь собаке?

Михаил Павлович, я думаю, уже забыл немецкий диалект, практики нет, опять снова нужно будет начинать. Попытался бы, не знает ли Лев Иванович? Небось грибы пошли, а волки ходят? Ну, понаписал же я Вам всякой всячины, не так как Вы — три строчки и того, а хотелось бы знать как Вы там (нрзб.) живете здравствуете. Поклон от нас Вам, И[ван] Никол[аевич], двум супругам и одному супругу и холостяку и всем ребятам. А письмо вышло опрятно хоть куда, только поздно, ну, не взыщите, добрейший Иван Николаевич. Остаюсь повинный и благодарный.

Ваш Иван Шишкин.


1 Новосельский Николай Александрович (?—1898) — петербургский любитель искусств, член Общества поощрения художников.

2 Д.В.Григорович.

3 Забелло Пармен Петрович (1830—1917) — скульптор. Автор портретных бюстов, памятников, надгробий. Учился в Академии художеств (1850—1857). С 1869 г. — академик. Шурин Н.Н.Ге.

4 Речь идет о картине Ге "Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы" 1874г.

5 Сомов Андрей Иванович (1830—1909) — историк искусств, художественный критик. Был служащим Академии наук, сотрудником газеты "С.-Петербургские ведомости", впоследствии редактировал журналы "Вестник изящных искусств" и "Художественные новости", занимал должность старшего хранителя Эрмитажа.

6 Маковский Владимир Егорович (1846—1920) — видный представитель передвижнической бытовой живописи, известный педагог — впоследствии входил в число близких друзей Шишкина.

7 Аммон Владимир Федорович (1826—1879) — живописец. Пейзажист. Учился в Московском училище живописи и ваяния. В 1851 г. получил звание художника, в 1859 г. — академика. С 1872 г. работал библиотекарем Московского училища. В 1873 г. стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

8Аммосов Сергей Николаевич (1837—1886) — живописец. Пейзажист. Учился в Московском училище живописи и ваяния. В 1864 г. получил звание свободного художника, в 1872 г. — классного художника первой степени. С 1872 г. — член Товарищества передвижных художественных выставок.

9Верещагин Василий Петрович (1835—1909) — живописец. Автор исторических картин, портретист. Учился в Академии художеств (1857—1861). В 1861 г. получил звание классного художника первой степени. Профессор — с 1869 г.

10Попов Михаил Петрович (1837—1898) — скульптор. Учился в Академии художеств. В 1866 г. получил звание классного художника первой степени, в 1872 г. — академика, в 1878 г. — профессора.

11Члены Петербургской Артели художников были недовольны поступком Дмитриева-Оренбургского, скрывшего от товарищей свои хлопоты в Академии художеств о поездке за границу на казенный счет, состоявшейся в 1871 г. благодаря покровительству вел. князей.

12Может быть, подразумевается Я.М.Иконников.

13Речь идет о Ф.А.Васильеве. Академия художеств, посылавшая на Лондонскую Всемирную выставку 1872 г. картину Васильева "Оттепель", называла автора классным художником первой степени, хотя на самом деле ему так и не был выдан диплом на основании постановления Совета Академии от 12 мая 1872 г. о необходимости предварительно выдержать "экзамены из наук". Это было невозможно сделать тяжелобольному, живущему в Ялте художнику. На свое обращение в Совет Академии об отсрочке экзаменов и выдаче диплома он получил отказ.

14Картина "На покосе в дубовой роще", 1874.

15Речь идет о картине 1873 г. "Осмотр старого барского дома".

16Картина Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге", 1873.


Предыдущее письмо

Следующее письмо





Поиск на сайте   |  Карта сайта