[Петербург. март—апрель 1896]
М[илостивый] г[осударь] Сидор Афанас[ьевич],
Желание Ваше по возможности исполняю, хотя в письме сделать это довольно трудно, слов, пожалуй, будет много, а дела мало. Прежде чем начать писать картину, обязательно сделать эскиз, в котором приблизительно постараться выразить общий смысл и содержание картины. Эскиз сделать углем или карандашом. Углем удобнее (на чистом белом холсте), холст нужно сначала покрыть углем и вытереть сухой тряпкой, или мягкой щеткой, получится ровный тон. Рисовать углем, снимать полутона растушкой, а света мякишем черного хлеба. Тут Вы все можете переделывать, переставлять и выискивать эффект освещения и проч. Проделавши все это, переходите уже почти готовым к задуманной картине. [Делайте тщательно контур с эскиза и потом обведите его чернилами черным, лучше тушью, довольно грубой чертой (чтобы тушь и чернила хорошо пристали, чистый холст вытереть мокрой тряпкой).] Писать по возможности сразу — если придется переделывать, то старое нужно счистить ножом или дать хорошо высохнуть — этим удерживается более или менее свежесть красок. Не прибавлять к краскам никаких жидкостей, особенно вареного масла, и никаких сикативов, в крайнем случае можно брать или чистый скипидар, или керосин (нрзб.).
А теперь я Вам хочу дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изучения природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи — это фотография. Она единственная посредница между натурой и художником и самый строгий учитель, и если Вы разумно поймете это и займетесь с энергией изучением того, в чем Вы себя чувствуете слабым, то я Вам ручаюсь за скорый успех. Вы писали три лета, как говорите, а зиму что же делали? В одну зиму работы разумной с фотографии можно научиться писать и воздух, т.е. облака, и деревья на разных планах, и даль, и воду, словом, все, что Вам нужно. Тут можно незаметно изучить перспективу (воздушную и линейную) и законы солнечного освещения и проч. и проч. Если Вы это поймете и последуете моему совету, то Вы быстро научитесь и писать и рисовать, а главное, разовьете и облагородите Ваш глаз и проч. ...
А практически это делается так: берется по Вашему вкусу хорошая фотография или только часть из нее, Вам нужная, и, дабы хорошо видеть и понять, нужно взять лупу или стекло увеличительное. С фотографии, кроме рисования каранд[ашом], нужно писать краской, одним тоном, в тон примерно фотографии. На палитре составляют шпакшелем тона, сначала положить самый темный; потом полутона и так далее до самого светлого, и все эти тона кучками должны быть заранее на палитре готовы (контур обязательно обводят чернилами или тушью). Начните писать и увидите, что кисть играет большую роль, каждый предмет требует своего, так сказать, инструмента, для дерева одна кисть, для воды и воздуха нужна другая и так далее — для деревьев нужна более грубая и растрепанная кисть, для воды мягкие и т.д. На словах передать очень тру[дно], да я и не мастер писать. Поймите меня и убедитесь, что это нужно...
1 Уткин Исидор Афанасьевич — художник-самоучка, москвич, приславший Шишкину письмо с просьбой дать совет, как работать.